Методическое объединение музыкальных руководителей учреждений дошкольного образования

Раздел статьи: 

Мастер-класс: «Современные подходы в организации интегрированного за-нятия с детьми старшего возраста; преемственность в системе «музыкальный руководитель-воспитатель дошкольного образования».

 Форма проведения: интегрированное занятие «Осень…»

Программное содержание:

* закреплять:

- представления  о сезонных изменениях в осенней природе; уточнять: приметы осени, периоды, название осенних месяцев;

* формировать умения:

-  петь выразительно, передавая характер песни;

-  размышлять о музыке, ее характере, средствах музыкальной выразитель-ности (мелодических интонациях);

- моделировать музыкальный образ с помощью разнообразных средств художественной выразительности (цвет,  мимика,  движения, слово);

*  развивать:

- эмоциональную сферу на основе расширения диапазона эстетических переживаний; умение понимать, интерпретировать и выражать эмоцио-нальное содержание музыки в художественном образе;

-  способность чувствовать эмоциональную выразительность ритма и пере-давать его в движении;

-  творческие способности;

* воспитывать:

-  бережное отношение к живой природе.

Оборудование: карточки-модели музыкальных интонаций;  иллюстрации муз.инструментов ;  палитра с «красками» большого размера;  силуэт «осе-ни» из бумаги; музыкальные нетрадиционные инструменты ( маракас , осен-ние листья из  гофрированной  бумаги,  «ключница», кубики , «шуршалки» , висячий металлофон «ветерок»; ткань синяя или голубая (закреплённая по бокам на прочную основу); осенние листья (по 2 на каждого участника «хо-ра»); ведёрко (украшенное осенними листьями для «волшебных кисточек»); муляжи (овощей,  фруктов, грибов);  вазочка с салфеткой (для печенья);  бу-мажные осенние листья с весёлым и грустным смайликами.

Музыкальное сопровождение: музыкальный материал по методике Т.Боровик «Увлекательная эвритмия»; песня «Наступила осень» О.Осиповой; диск «Классика в современной обработке».

Предварительная работа: наблюдения в природе; разучивание  речевых игр,  стихов и песен  об осени; слушание музыкальных произведений.

Словарная работа: симфонический оркестр, скрипка, челеста, солист, дири-жёр.

Ход  занятия:

Муз.р. Проходите, пожалуйста, ребята. Сегодня у нас необычное занятие. Посмотрите, сколько гостей к нам пожаловало?! А что делают при встрече воспитанные люди?

Дети.     Здороваются.

Муз.р. Приветствуют друг друга, совершенно верно.  Давайте  мы попри-ветствуем друг друга и наших гостей очень необычно – по - музыкальному. Пожалуйста, занимайте свои места! (Дети в парах располагаются по залу).   Я вижу вас, ребята, в хорошем настроении. Постарайтесь нашим гостям его передать.

Исп-ся песня-приветствие «ХЭЙ, ПРИВЕТ ТЕБЕ!»

(Дети рассаживаются на стулья).

Восп.   Меж редеющих верхушек, показалась синева.

            Зашумела у опушек ярко – жёлтая листва.

            Птиц не слышно.  Треснет мелкий  обломившийся сучок,

            И хвостом мелькая, белка легкий делает прыжок.

            Стала ель в лесу заметней - бережет густую тень.

            Подосиновик последний  сдвинул шляпу набекрень.

 Кто скажет, кто знает, когда это бывает?

Дети.    Осенью.

Восп.  Расскажите,  пожалуйста, ребята, по каким приметам мы узнаём, что настала осень?

Дети.    Листья пожелтели, листопад, холодно, день короче, ночь длиннее, ночью заморозки, небо серое, часто идут дожди, птицы улетают в теплые края, животные готовятся к зиме, люди убирают урожай, утепляют свои жилища.

Восп.  А вы знаете народные осенние приметы?

(Дети поочерёдно встают и с места читают).

1реб. Гром в сентябре к теплой осени.

2реб.    Осенью паутинка на ясную погоду.

3реб. Облака идут низко - скоро похолодает.

Восп.     Молодцы! А на какие три периода можно разделить осень?

Дети.  Ранняя, золотая, поздняя.

Восп.     А какие осенние месяцы вы знаете?

Дети.  Сентябрь, октябрь, ноябрь.

Восп. Писатели и поэты  в своих произведениях по-разному воспевают осеннюю природу.  Давайте некоторые из них сейчас послушаем.

4реб. Красавица осень разбрызгала краски:

          Небесная просинь, как будто из сказки,

          Лиловая липа и пламень осины,

          Прощальные клики семьи журавлиной.

          Листает октябрь золотые страницы,

          А белым березкам зима уже снится.       (3.Федоровская)

5реб.     Уж небо осенью дышало,

              Уж реже солнышко блистало,

              Короче становился день,

              Лесов таинственная сень

              С печальным шумом обнажалась,

6реб.  Ложился на поля туман,

            Гусей крикливых караван

            Тянулся к югу: приближалась

            Довольно скучная пора;

            Стоял ноябрь уж у двора…                      (А.С.Пушкин)

Восп.  Осень у людей может вызывать разное настроение: светлую грусть, которую навевает нам пасмурный, тихий, холодный осенний день. А быть может, светлую  радость, если денёк солнечный и погожий; а возможно - тоску и уныние. А давайте у Людмилы Григорьевны спросим, какая ей нравится осень.

Муз.р.  А мне очень нравится золотая осень: с разноцветьем листьев, с голу-бым небом и ярким солнышком.  Поэтому и убранство музыкального зала я приготовила для вас таким ярким и нарядным. Вам нравится? Ребята, а да-вайте мы сейчас споём светлую, радостную, чуть с грустинкой,  песенку  под названием «Наступила осень». А чтобы передать такое настроение песенки, как мы её будем  исполнять?

Дети. Легко, весело, нежно.

Муз.р.  Верно. Только хочу вам предложить  исполнить её сегодня вот как: вторую часть куплетов будет петь только одна Наташа. Кем она у нас будет?

Дети. Солистом.

Муз.р. Приглашаю солистку занять своё место.

Исп-ся песня «НАСТУПИЛА ОСЕНЬ» О.Осиповой.

Речевая игра «ОСЕННЯЯ СКАЗКА»

(с музыкальными инструментами).

Восп.  Тише... С вами Осень говорит.

           Слышишь?.. Листик под ногой шуршит,

           Белка шишки с ёлки шелушит.

           Слышишь?.. Частый дождик моросит.

           Тише... С вами Осень говорит.

А вы, ребята, смогли бы при помощи музыкальных инструментов изобразить звуки осени? Выбирайте, пожалуйста, наши необычные инструменты, которые, по вашему мнению,  помогут нам это сделать.

 (Дети выбирают музыкальные инструменты, вступают в игру в соответствии с текстом по указанию взр.)

Тихо бродит по дорожке                 маракас

Осень в золотой одежке.      

Где листочком зашуршит                гофр.бумага

Где дождинкой зазвенит.                 «ключница»

Раздается громкий стук:      

Это дятел – тук да тук!                  кубики

Дя-тел де-ла-ет дуп-ло -                      

Белке будет там тепло.         

Ветерок вдруг налетел                             «шуршалки» (баночки)

По деревьям пошумел,             

Громче завывает,                                      

Тучки собирает.

Дождик – динь, дождик – дон!        висячий металлофон «ветерок»

Капель бойкий перезвон.                  «ключница»

Всё звенит, стучит, поёт -                все инструменты.

Осень яркая идет!       

В один  солнечный осенний денёк  деревья любовались своим нарядом. Листья на их ветвях искрились радужными оттенками: красным, жёлтым, зелёным, оранжевым. Нежно переглядываясь, они шелестели и трепетали от дуновения ветра.

Но вдруг на дерево налетела стая птиц. Они стали размахивать своими крыльями. Деревца затряслись, заволновались.  А вокруг дерева,  кружась, стали опадать листья. Они не грустили, они танцевали вальс.

Муз.р.    Ребята, скажите, пожалуйста,  к какому жанру, к какому главному киту в музыке мы отнесём вальс?

Дети.  К жанру - танец.

(Муз.р. выставляет мольберт с эмоциональными открытками).

Муз.р.    Выберите, пожалуйста,  ту эмоциональную открытку, которая на ваш взгляд, как нельзя лучше, передаст характер вальса осенних листьев?            (Дети делают свой выбор).

Прочтите эти открытки,  какие эмоции они выражают?

Дети. Нежность, радость.

Муз.р. Всё верно. Ну что ж, предлагаю закружить наши листья в вальсе.

(Воспитатель выставляет стулья, пока дети берут листья. Дети занимают свои места).

А мы с Наташей сегодня будем вашими руководителями. А как же назы-вается руководитель оркестра или хора?

Дети. Дирижёр.

Муз.р. Правильно.

Исп-ся «ХОР ОСЕННИХ ЛИСТЬЕВ».

(В 2 ряда, как в хоре,  располагаются дети. 1ряд – сидя на стульях, 2ряд – стоя. По показу «дирижёров» дети выполняют различные движения руками, на которые, при помощи резинки, прикреплены осенние листья из картона).

Восп. Но не всегда осенью бывает замечательная солнечная погода.  Иногда налетает сильный ветер, откуда ни возьмись, появляется туча и начинает лить  дождь.

Муз.р.  А сейчас - немножко волшебства.  (Дерёт пустое ведёрко).

Я хочу вам раздать «волшебные музыкальные кисточки» и предложить  не просто послушать «музыку осенней непогоды», но и изобразить её.

(Раздаются  «кисти». Натягивается ткань. Дети располагаются за ней и моделируют характер  музыки в движении).

Пластическая игра-моделирование

«РУКИ РИСУЮТ МУЗЫКУ».

Муз.р. Здорово как у вас получилось. Я вас хвалю! Присаживайтесь.           (Дети рассаживаются).

А сейчас хочу предложить вам раскрасить эту «музыкальную картинку». Какие интонации звучали в этой музыке?

Дети.  Тревожные, взволнованные, нежные, спокойные.  

Муз.р.  Конечно же, в музыке слышны  интонации  грусти и нежности,  сердитости, но преобладают интонации  взволнованности.

Рассмотрите, пожалуйста, краски  на палитре.  Какие же из них мы выберем?

Дети.   Серую, зелёную, чёрную, фиолетовую.  

Муз.р.   Какой  же разноцветной оказалась эта «музыкальная картинка».

А  какие инструменты симфонического оркестра помогают передать  образ «осенней непогоды»?

Дети.     Скрипка, челеста.

Муз.р. Это они рисуют нам звучание капелек, дуновение ветра. (Показ иллюстрации).    Со скрипкой мы знакомы уже давно, а вот с челестой познако-мились, слушая это произведение.  Какой же инструмент напоминает по внешнему виду челеста?

Дети.      Пианино.

Муз.р. Но вот только звучание этого инструмента не такое как у пианино.  Оно хрустальное,  волшебное, напоминает звучание колокольчиков. От чего же так, ребята?

Дети.   В челесте молоточек внутри инструмента ударяет по стальной планочке, а у пианино – по струнке.

Муз.р. Совершенно верно. Давайте, ребята, в «копилочку» положим наз-вание этого инструмента.

Я уже  говорила, ребята, что мне больше нравится осень солнечная. А вам, друзья?

Дети.     Тоже.

Муз.р. Давайте же прогоним  эту сердитую, чёрную тучу, чтобы вновь засветило солнце.

Дети.     Давайте.

Речевая игра «ТУЧА» с движениями

(под музыку).

Восп. Я уверена, вы со мной согласитесь, что осень – прекрасное и щедрое время года. В первую очередь потому, что она окрашивает деревья в золо-тисто-багряные цвета и это приводит всех в неописуемый  восторг. Кроме этого, осень щедро одаривает людей обильным урожаем, манит в лес за грибами.

Инсталляция «ПОРТРЕТ ОСЕНИ».

(Муз.р. выносит «силуэт осени»).

Восп. Ну, а сейчас, я хочу попросить вас заполнить этот «силуэт осени» всем тем, из чего она состоит.

(Дети выкладывают на лист бумаги: листья кленовые,  бутафорские овощи, грибы, муз.инструменты, которыми они озвучивали осень).

Звучит музыка.  (Дети заняты творчеством).

Восп. Жизнь продолжается, за осенью придёт зима, которая будет радовать новыми красками, а пока ещё осталось несколько деньков осени, давайте будем наслаждаться их красотой!

Муз.р. берёт со стола вазу, накрытую салфеткой. Открывает и изображает удивление.

Муз.р. Ребята, в конце нашей сегодняшней встречи я очень хотела угостить наших гостей печеньем. (Показывает пустую вазу).

Дети (удивлённо). Нет печенья?

Муз.р.отрицательно  машет головой

Речевая игра с движением «ПЕЧЕНЬЕ»

(под музыку).

Муз.р. Спасибо,  ребята, это было здорово! Вы молодцы!  Я не буду спраши-вать, понравилось ли вам наше занятие. Хочу, чтобы вы подарили нашим гостям тот кленовый листочек, который соответствует вашему  настроению. А это скажет нам о многом.

Звучит музыка.    (Дети вручают презент и прощаются с гостями).