Конспект сюжетно - ролевой игры

Раздел статьи: 

Лаптенок Алина Олеговна

Воспитатель  дошкольного образования

второй квалификационной категории

 «Мы – пожарные»

Сюжетно-ролевая игра для детей старшего дошкольного возраста (5 – 6 лет)

Задачи:

закрепление знаний и умений о труде пожарных, на основе которых ребята смогут развить сюжетную, творческую игру; развитие интереса к игре;

формирование положительных взаимоотношений между детьми. Воспитание у детей уважения к труду пожарных, желание оказывать помощь другим.

Материал и оборудование:

пожарный стенд  «Пожарная безопасность – 101»: имитация огнетушителя,  ведро,  лопатка, топорик, шланг. Макет дома, обломки дома,

спецодежда со светоотражательным элементом, каски, халаты и косынки медсестёр. Пожарная машина – плоскостная, изображение пожарного.

Диспетчерский пульт; макет огня.

 

Подготовка к игре:

Подготовка к игре  начинается с организации наблюдений за деятельностью пожарных. Проводится экскурсия в пожарную часть. Экскурсия сопровождается рассказом педагога, объяснением сотрудником пожарной части о своей работе. Дети рассматривают  пожарную машину, рассказывая, чем она отличается от других машин и спецтехники: какого цвета, какие специальные средства имеются на машине и т.д. Впечатления, полученные детьми во время таких экскурсий,  закрепляются в беседе по картине или в ходе просмотра мультфильмов на пожарную тематику. Затем детям предлагается на  занятии по рисованию нарисовать пожарную машину, самих пожарных.

Проводятся ознакомительные беседы с детьми о первичных средствах пожаротушения, о том, как вызвать пожарных, закрепляется с детьми знания своего домашнего адреса, номера телефона пожарной службы и т.д.

Организовываются различные игры, викторины, загадки на закрепление темы о деятельности пожарных.

Беседа о пожарных
 Воспитатель: В  чём же заключается работа пожарных?
Ответы детей.
В. Всё правильно. А вы знаете, что пожар легче предупредить, чем потушить? Пожарные занимаются не только тушением пожаров, но ещё и их предупреждением. Без разрешения пожарных, без их тщательного осмотра не строится ни один дом. Пожарные участвуют в осмотре магазинов, школ, детских садов, заводов, кафе и ресторанов перед их открытием.

В.  А вы видели, в какой одежде ходят пожарные?
Ответы детей.
В. Правильно, у пожарных есть специальная одежда, которая защищает их во время пожара. Она сделана из специальной ткани, которая почти не горит. На голове у них стальная каска, на ногах — прочные и удобные сапоги. Ведь пожарный бесстрашно идет в огонь!
Сложнее всего пожарным приходится весной и летом, когда начинают гореть трава и леса.

В.  Как вы думаете почему?
Ответы детей.
В.  Как вы думаете, а из-за чего может случиться пожар? Можно ли избежать пожара?
Ответы детей.

В. Конечно, чаще всего пожар случается из-за невнимательности людей, из-за неосторожного обращения с огнём. Причиной лесного пожара может быть плохо затушенный костёр, брошенная горящая сигарета, молния во время грозы и даже осколок стекла, собирающий солнечные лучи.

Примерные вопросы, которые ещё можно задать детям для закрепления знаний о профессии пожарного:

1. Какими качествами должен обладать пожарный? Почему?
2. Почему работа пожарного бывает опасной?
3. Как пожарные тушат огонь?
4. По какому телефону нужно звонить при пожаре?
5. Кто принимает звонки по телефону 101.

 

Ход игры:

После предварительной работы, можно начинать игру.

Воспитатель вместе с воспитанниками распределяет роли: определяется, кто будет пожарными, медсёстрами, диспетчером.

Раздаётся звук сирены.

Воспитатель:  

Загорелся  дом! (ставит макет огня у домика)

На диспетчерский пункт поступает звонок о пожаре.

Диспетчер:

Добрый день! Пожарная охрана слушает.

Местные жители:

Пожар!.. Пожар!..

Один из местных жителей: называет фамилию, имя, адрес.

Диспетчер: Команда №101 на вызов по адресу…

Огонь (соответствующе развивая руками, одеждой, около дома):

У меня характер яркий,
Аппетит у меня жаркий.
Я могу съесть целый дом,
Улицу, микрорайон.
Мне достаточно искры,
Чтоб взметнулись вверх костры.
Ты рукой меня не тронь.
Обожжёшься! Я - …(огонь)

Одна из местных жителей: набирает воду из колодца, причитает и т.д.

Ведущая (вывозя машину):

 Машина пожарная - красного цвета.
А ну-ка, подумай, зачем нужно это?
Затем, чтобы каждый, увидев, бежал.
В сторонку и ехать бы ей не мешал.
Ужасная скорость! Гудок, будто вой.
"Стоять всем на месте!"- свистит постовой.
Только машине красного цвета
Проезд разрешен напрямик вдоль проспекта

Ведущий:

В пять минут автомобили
До пожара докатили,
Стали строем у ворот,
Подключили шланг упругий,
И, раздувшись от натуги,
Он забил, как пулемет.

Пожарная команда выходит и строится перед командиром. Командир командует.

В это время огонь не выходит из образа: бушует, «ломает» крышу дома и т.д.

Ведущий: Широко бушует пламя.
Разметавшись языками,
Лижет ближние дома.

Ведущий:

Отбивается команда,
Ищет в пламени дорогу,
Кличет  на подмогу,
И спешат  на зов
Трое рослых молодцов.

Командир вместе с пожарной командой приступают к тушению пожара.

Ведущий:

Топорами балки рушат,
Из брандспойтов пламя тушат.
Черным облаком густым.
Под ногами вьется дым.

(Пожарные действуют в соответствии с командами командира)

Ведущий:

Пламя ежится и злится,
Убегает, как лисица.
А струя издалека
Гонит зверя с чердака.

Пожарные тушат огонь

Ведущий:

Вот уж бревна почернели...
Злой огонь шипит из щели:

Огонь:

«Пощади меня,
Я не буду жечь дома!»

Командир пожарной команды:

«Замолчи, огонь коварный! —
Говорит ему пожарный.—
Покажу тебе!
Посажу тебя в тюрьму!
Оставайся только в печке,
В старой лампе и на свечке!»

Пожарные с помощью «пожарной машины», местные жители с помощью подручных средств из стенда «Пожарная безопасность –101» тушат пожар.

После того как потушили пожар.

Ведущий:

Дело сделано. Отбой.
Поработали  недаром —
Славно справились с пожаром.

Все выстраиваются

После проведения игры подводится итог. Воспитатель проводит анализ игры: что получилось, что понравилось, выражает оценку деятельности детей.

Воспитатель:

А теперь отгадаем загадки,  о работе пожарных:

Везу я воду с пеной.
Потушим вмиг огонь и жар
Мы быстры, словно стрелы.
( Пожарная машина)
***
Что за тесный, тесный дом?
Сто сестричек жмутся в нём.
И любая из сестричек
Может вспыхнуть, как костёр.
(Спички)
***
Выпал на пол уголёк
Деревянный пол зажёг.
Не смотри, не жди, не стой,
А скорей залей ……(водой)
***
Крепко помните, друзья,
Что с огнём шутить …..(нельзя)
***
Всё ест, не наестся, а пьёт – умирает. (Огонь)

***
Висит - молчит, а перевернешь, шипит, и пена летит

          (огнетушитель)
***

         Победит огонь коварный
Тот, кого зовут…

         (пожарный)
***
В мире есть она повсюду,
Без неё так трудно люду!
С огнём справится всегда.
Друзья, что это?

          (Вода)
***
Я мохнатый, я кудлатый,
Я зимой над каждой хатой,
Над пожаром и заводом,
Над костром и пароходом.
Но нигде-нигде меня
Не бывает без огня.

         (Дым)

 

Варианты игровых ролей  и ролевых взаимодействий:

  • Командир пожарной команды

1. Принимает решения, подает команды

2. Ведет связь по рации с диспетчером и пожарными.

3. Тушит вместе с пожарными.

4. Ведет беседу с жителями города.

5. Проверяет работу пожарных и оснащение машин.

  • Пожарные

1. Получают сообщения о пожаре от диспетчера

2. Тушат пожары

3. Спасают людей и животных, оказывают первую медицинскую помощь

4. Ведут разговоры по рации, докладывают командиру, диспетчеру

5. Проверяют пожарную безопасность домов, учреждений

6. Проверяют места, где можно взять воду

  • Диспетчер пожарной службы

1. Принимает вызовы о пожаре

2. Ведет запись всех вызовов

3. Передает сообщения пожарным

4. Ведет связь с пожарными

  • Местные жители

В случае пожара:

1. Сообщают о пожарах.

2. Эвакуируются.

3. Вызывают пожарных, милицию, скорую помощь.

  • Огонь
  1. Рушит горящий дом